Новый руководитель Holm Bank Рауно Клеттенберг рассказал в интервью изданию Lääne Elu, что цель на ближайшее время – сформировать портфель кредитования предприятий и на высоком уровне обслуживать имеющихся клиентов.
Рауно Клеттенберг, Вы уже как месяц являетесь руководителем Holm Bank. Почему вас взяли на работу?
Благодаря моему предыдущему опыту в банковской сфере – я руководил здешним филиалом Handelsbanken и, в общем-то, в финансовом секторе работаю долгое время.
Какую задачу перед Вами поставил владелец банка?
Задача – отвечать за деятельность и реализацию стратегии банка, одновременно смотря в будущее.
Какие были первые эмоции при устройстве на работу?
С работой в банке я был знаком, поскольку Liisi в качестве кредитодателя уже давно действовала на рынке. Цели получения лицензии на банковскую деятельность были также известны. Holm Bank не был чужим. В Хаапсалу находятся корни банка, отсюда мы родом. Теперь следует смотреть дальше, чем Хаапсалу и Таллинн и сфокусироваться на всей Эстонии.
Liisi ведь уже покорила Эстонию.
У нас 350 000 клиентов.
Как банковская контора распределена между Хаапсалу и Таллинном?
Банковское дело больше не ограничивается офисом. Сегодня важно быть близким к клиентам, а к ним у нас есть доступ благодаря тысячам наших партнеров по рассрочке по всей Эстонии. Сейчас организация банка растет, четверть конторских работников находится в Таллинне и три четверти — в Хаапсалу.
Как часто Вы сами должны приезжать в Хаапсалу?
Общаемся каждый день, приезжаю при необходимости. Поскольку мы — одно предприятие, то время от времени следует общаться с людьми на месте лицом к лицу.
Эстония покорена, куда дальше в Европейском союзе?
В Эстонии в качестве банка также есть многое, что можно еще сделать. У нас большое число клиентов по рассрочке, но сейчас мы движемся со своими кредитами в сектор предпринимательства. Также мы принимаем сбережения. В отношении этих услуг у нас еще есть простор для уверенного роста в Эстонии.
Что это значит — двигаться в предпринимательство?
Мы предлагаем коммерческие кредиты малым предприятиям. Всё относительно – где проходит граница между крупным и малым предприятием. В Эстонии действуют именно малые и средние предприятия, в мировом масштабе крупных предприятий всего около одного процента. Мы направили фокус на клиентов, которые желают развивать бизнес при помощи небольших кредитов. Мы предлагаем кредиты для инвестиций, а также для финансирования оборотного капитала. Зачастую предприниматели не получают в другом месте такого обслуживания и внимания, как в нашем банке.
Почему предприниматель должен выбрать Holm Bank?
На рынке банковских услуг произошло много изменений. Крупные скандинавские банки потеряли долю рынка, поскольку часть из них ушла и сократила деятельность. Это дало пространство новым банкам, в том числе Holm Bank, мы постараемся заполнить пробел. Предлагаем предпринимателям персональный подход, который они не всегда найдут в крупном банке.
Каким будет Holm Bank через пять лет?
Со своими услугами и продуктами мы станем важным партнером для своих нынешних клиентов, у нас будет больше клиентов из предпринимательской сферы, и вероятно наша деятельность распространится также за границу. Об этом, конечно, еще рано говорить, но вполне вероятно, что мы распространим свою деятельность и за пределы страны.
Вы отправитесь за границу с брендом Liisi?
Это зависит от того, с какими услугами мы туда поедем.
Почему финн должен оформлять рассрочку у эстонской фирмы?
Причина зависит от ситуации на рынке. В Скандинавии очень много предприятий, которые берут кредиты за границей. То же самое действует в отношении депозитов.
Банковские продукты в настоящее время не национализированы. Привлекательность финансовых услуг как раз и заключается в том, что границы открыты и можно конкурировать на новом рынке.
Единственное конкурентное преимущество – это размер процентной ставки и платы за услугу?
В принципе, условия – это и есть конкурентное преимущество.
Как продвинулось привлечение депозитов?
Хорошо, поставленные цели выполнены. Вклады на сумму 10 млн евро согласно первоначальной цели мы собрали с ожидаемым темпом, и решили продолжить оказывать эту услугу. Перспектива привлечения вкладов зависит от роста нашего кредитного портфеля – если он растет, то нужно привлекать новые объемы.
Какой размер кредитного портфеля Вы хотите получить к концу этого года?
Мы не ставили такой цели, поскольку после получения лицензии на банковскую деятельность нашей целью является органичный рост. Конкретные цифры мы установим в следующем году.
Какой могла бы стать рыночная доля Holm Bank к концу года?
В качестве кредитора наш портфель составлял 3% от рынка. А в качестве банка — менее 1%. Я не буду прогнозировать, насколько мы вырастем через пять лет. Наш рост зависит от состояния экономики и потребностей предприятий. Органичный рост означает то, что мы сможем расти настолько, насколько растут потребности предприятий и частных лиц.
Экономический рост составляет 3-4%, рост зарплат частных лиц 7-8% в год.
Поскольку база низкая, то наш рост будет еще быстрее, но, тем не менее, я не буду называть проценты. Помимо имеющихся продуктов на рост оказывают влияние также новые продукты – малый кредит и карточка рассрочки.
Что для бизнеса малых кредитов означает ситуация, когда зарплаты растут очень быстро?
Прежде всего это значит, что люди могут потреблять немного больше и быстрее. Малый кредит позволяет еще удобнее приобретать вещи. Эстония пережила пару финансовых кризисов, и люди увидели, что может нести с собой такой необоснованный рост кредитов. Я не вижу сейчас больших признаков перегрева.
Кого Вы считаете в Эстонии основным конкурентом?
Я не вижу, чтобы мы у кого-то забирали долю рынка, поскольку несколько банков ушло из Эстонии и есть довольно много людей, которые сами ищут новые источники финансирования и новые возможности для вложения денег. У людей есть возможность выбора, в том числе между банками на основе отечественного капитала. У всех банков имеется достаточно пространства.
Все банкиры говорят, что конкуренция серьезная, но по данным Банка Эстонии средние процентные ставки постоянно растут.
Если предлагать хорошую услугу, то и клиент будет надежный. Между тем, конкуренция в банковском секторе Эстонии уменьшилась, когда часть банков ушла, это дало возможность новым банкам. Сейчас можно выбрать более выгодные условия кредита, чем пару лет назад.
Новые банки органично растут, и у них есть пространство брать на себя клиентов крупных банков. Органичный рост означает, что никто не берет больше, чем может, вместо этого рост происходит за счет своего капитала и привлечения капитала.
Какой банк нужен эстонскому рынку?
Эстонскому рынку нужен гибкий банк, который сможет предлагать услугу клиентам разного размера и с разными потребностями. Банковский сектор должен действовать таким образом, чтобы это даже не привлекало внимания.
Вы ожидаете, как, например, владелец Bigbank, чтобы народ все-таки получил деньги из второй пенсионной ступени?
Если на рынок поступит сразу очень много денег, как например, перед финансовым кризисом 2007-2008 года, то у этого есть плохая сторона – деньги стимулируют рост цен. Цены начнут быстро расти, если за очень короткий период вырастут потребление или покупки недвижимости. Это не пойдет на пользу ни потребителям, ни тем, кто выиграет от этого в краткосрочной перспективе. Я считаю, что в вынесении такой денежной массы на рынок за короткий период нет ничего хорошего.
Пенсию следует планировать наперед и в долговременной перспективе, ее нельзя изменять одним политическим веянием. Очень важно, чтобы пенсионные активы сохранялись и стабильно росли. Последствия быстрых изменений оценить тяжело.
Как Вы можете прокомментировать аргументы реформаторов пенсионной ступени?
Слишком много эмоций, слишком много говорят необдуманно, не анализируя, что повлечет за собой изменение в системе накопления второй пенсионной ступени. Важно было бы проанализировать последствия. Идеальной системы не существует, но следовало бы подумать, как усовершенствовать нынешнюю пенсионную систему, чтобы она стала лучше, чем сейчас.
Пости 30, 90504 Хаапсалу
14080830