По словам главы обслуживающего в основном частных клиентов и малых предпринимателей банка Holm Рауно Клеттенберга, можно увидеть, что кризис прошел для многих лучше, чем прогнозировалось. Например, согласно исследованию банка Holm, в государственных пособиях нуждался только каждый пятый малый предприниматель. Несмотря на это, в ходе пандемии многие все же приостановили планы по инвестициям, утверждает Клеттенберг.
«Имевшиеся у микропредприятий инвестиционные решения в прошлом году были перенесены. Предприниматели соблюдали осторожность — сначала хотели убедиться в том, каким образом и как долго пандемия в действительности будет влиять на экономику», — объясняет Клеттенберг. Вместе с тем он отмечает некоторое восстановление смелости предпринимателей уже в этом году. Если в прошлом году планы по инвестициям приостановили целых 60 процентов участвовавших в исследовании банка Holm предпринимателей, то теперь примерно десятая часть (8%) из них уже продолжили инвестировать.
«Если вы не знаете, какими будут перспективы, то инвестиционные решения откладываются. Может быть, некоторые предприятия сейчас даже используют эту ситуацию и попытаются извлечь из нее выгоду через изменения бизнес-модели», — считает Клеттенберг.
По его мнению, подобное изменение тенденции возможно по той причине, что, в отличие от прошлой весны сейчас предприниматели достаточно вникли в суть кризиса — теперь точно известно, как пандемия влияет на экономику и по каким секторам она бьет больнее всего. «Я уверен, что сосредоточенные на внутреннем потреблении предприятия относятся ко второй половине года уже намного оптимистичнее и уже сейчас стали принимать инвестиционные решения».
Поскольку продажа товара в магазинах в нынешних условиях невозможна, большая часть меняющих бизнес-модель предприятий стали смотреть в сторону Интернет-торговли. «Совершать покупки можно по-прежнему через электронные каналы. Жизнь изменилась именно в том, что благодаря коронавирусу Интернет-торговля очень окрепла и будет играть большую роль и в будущем».
Многих предприятий кризис не коснулся
По мнению Клеттенберга, в ходе их исследования выяснился удивительный факт: на оборот 41% микропредприятий кризис вовсе не повлиял. У четверти опрошенных оборот снизился примерно на 20 процентов, серьезно в кризисе пострадали всего лишь некоторые сферы. «Сектор обслуживания, торговля, питание и туризм — это те сферы, на которые кризис повлиял напрямую».
«К примеру, из предприятий общественного питания успешными были лишь те, кто смог адаптироваться к новой ситуации, — отмечает Клеттенберг. — удержатся на плаву сумели те рестораны, что могут продавать еду навынос».
Глава банка Holm также объясняет, что в кризисе на пользу Эстонии пошло то обстоятельство, что наш экспорт направлен не только на один сектор, поэтому кризис не ударил по нам так сильно, как по некоторым другим странам. По его словам, очевидно, что из прошлых кризисов извлекли урок: «Быть готовым к каким-либо экономическим упадкам гораздо лучше. Поэтому и для финансового сектора нынешний кризис намного мягче предыдущих».
Государственные пособия получила лишь пятая часть
Из исследования банка Holm выясняется, что различные пособия от государства получила только примерно пятая часть опрошенных предпринимателей. Были ли у государственных пособий слишком строгие условия ходатайства или в действительности у предприятий дела шли лучше, чем могло сложиться впечатление из СМИ?
«От имени всей предпринимательской среды говорить не могу, каждое предприятие уникально. Но, если обобщить, то можно сделать вывод, что кризис не повлиял на предпринимательскую среду в той мере, как опасались. Если предприятию перед второй волной удалось удерживать оборот на более или менее разумном уровне, то ко второй волне удалось накопить резервы», — считает Клеттенберг.
Несколько удивил выяснившийся факт, что вероятность сокращения сотрудников или снижения зарплаты у русскоязычных предпринимателей на протяжении коронакризиса была почти в два раза выше, чем у эстоноязычных владельцев фирм. Клеттенберг видит в этом скорее региональную, чем языковую или национальную проблему: «Русскоязычные предприниматели в основном в Северной Эстонии и Ида-Вирумаа, коронавирусные ограничения там были установлены раньше, чем в остальной Эстонии. Это сыграло более существенную роль, чем национальность».
Сам банк в разгар кризиса вышел на новые рынки Если раньше банк Holm в основном предлагал рассрочку, то в 2019 году была получена банковская лицензия, после чего появилась возможность предлагать услуги вклада. «На сегодняшний день вклады, по сути, выросли на уровень кредитного портфеля», — отмечает Клеттенберг.
Пости 30, 90504 Хаапсалу
14080830